Конкурс "Учитель года г. Ростова-на-Дону – 2022"
Моя визитная карточка
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Психолого-педагогическое сопровождение в учебно-воспитательном процессе в МБДОУ № 118 регламентируется федеральными, региональными, муниципальными локальными нормативными актами.
В соответствии с Приказом Минобразования России "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ" от 22.10.1999 № 636, Письмом Министерства образования РФ "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения" от 24.12.2001 № 29/1881-6 и другими нормативными актами, основными направлениями деятельности педагога-психолога являются:
- Диагностическое
- Коррекционно-развивающее
- Консультативное
- Просветительское
- Профилактическое
- Организационно-методическое
В компетенцию педагога-психолога входит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, специалистами, администрацией ДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников.
- Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС
- Взаимодействие педагога-психолога с родителями воспитанников ДОУ
- Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ
Диагностическое направление
Диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства, выявление его индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии.
Цель диагностической работы в МБДОУ № 118 – помочь педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Диагностика – это важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в обучении и развитии, определить сильные стороны личности, ее резервные возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы. Психолого-педагогическая диагностика охватывает все возрастные группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Коррекционно-развивающее направление
Развивающая и коррекционная работа – активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.
Коррекционно-развивающая работа – основное направление деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Развивающая работа предполагает создание социально-психологических условий для нормального психологического развития воспитанников. Психокоррекционная работа предполагает психологическое сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении образовательной программы, поведении, социальной адаптации и личностном развитии.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в МБДОУ № 118 строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья; информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении. Педагогом-психологом проводится скрининговая диагностика воспитанников МБДОУ, анализируются ее результаты, так же выявляются дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Далее, выявляются воспитанники со схожими трудностями в развитии и формируются подгруппы для психокоррекционной работы. Если у воспитанника имеются комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические, речевые, ребенок направляется на ППк МБДОУ № 118, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Непосредственно коррекционно-развивающие встречи могут быть: групповыми, подгрупповыми, индивидуальными. Групповые встречи проводятся в групповых помещениях ДОУ. Это работа по адаптации детей к условиям ДОУ, а также улучшение социально-психологического климата в группе. Подгрупповые и индивидуальные встречи проводятся в кабинете педагога-психолога. Содержание и структура встречи варьируются в соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными особенностями детей, целью и задачами каждой встречи.
Методическая копилка
Коррекционно-развивающие и профилактические программы
- Развивающая программа по адаптации детей к ДОУ "Дружная семейка"
- Развивающая программа для детей 3-4 лет "Цветик-семицветик"
- Развивающая программа для детей 4-5 лет "Цветик-семицветик"
- Развивающая программа для детей 5-6 лет "Цветик-семицветик"
- Развивающая программа для детей 6-7 лет "Приключения будущих первоклассников"
- Развивающая программа для детей 6-7 лет "Тренировка для ума"
Консультативное и просветительское направление
Педагог-психолог оказывает консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации, родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ. Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическое просвещение – это приобщение окружающих ребенка взрослых к психологическим знаниям.
Психологическое просвещение – важная составляющая профилактического направления работы педагога-психолога. В современном обществе пока еще недостаточно распространены психологические знания и умения, особенно уважение особенностей личности ребенка. Также и в педагогических коллективах и в семьях возможны конфликты, в основе которых – неумение и нежелание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться друг к другу, понять.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров, распространения печатных материалов.
Методическая копилка
- Анкета по включенности родителей в цифровую образовательную среду
- Включение ребенка в цифровую образовательную среду
- Рекомендуемые цифровые ресурсы
- В детский сад с радостью
- Лето с пользой
- Проблема, о которой говорят шепотом
- Возрастные особенности детей 2-3 лет
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Что делать с дошкольником в выходные или на самоизоляции?
- Советы родителям агрессивного ребенка
- Адаптация
- Игры для детей и родителей
- Игры для родителей с детьми старшего дошкольного возраста
- Релаксационные игры для преодоления стрессов и неврозов у детей
- Услышьте своего любимого малыша!
- Игры для родителей с детьми младшего дошкольного возраста
- Мы идем в школу!
- Профилактика психоэмоционального напряжения у детей
- Гиперактивность – что это?
- Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми
- 4 основные причины серьезных нарушений поведения детей
Профилактическое направление
Профилактика – формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога МБДОУ реализуется через рабочую программу воспитания педагога-психолога МБДОУ № 118, а также проектную деятельность педагога-психолога.
Психопрофилактическая работа направлена на формирование у педагогов, воспитанников и их родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. С воспитанниками ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию детей.
Групповая психопрофилактическая работа проводится по проекту педагога-психолога МБДОУ № 118. Основные направления работы в младших группах – адаптация детей, помощь в осознании ребенком своего "Я", формирование доброжелательного отношения к сверстникам, чувства принадлежности к группе, а также, развитие общей и мелкой моторики, памяти, воображения, пространственных представлений. В средних группах – развитие социальной и эмоциональной сфер, познавательных процессов, моторики и координации, воображения, пространственных представлений. В старших группах в фокусе внимания психолога находится эмоциональная сфера: знакомство с базовыми чувствами, формирование способности к дифференциации эмоциональных состояний, развитие творческих и познавательных способностей, коммуникативных навыков. В подготовительных группах – формирование личностной и мотивационной готовности к школе, развитие познавательных процессов, также необходимо продолжать развивать коммуникативные и творческие способности, способность к дифференциации эмоциональных состояний.
Профилактическая работа с родителями и педагогами несет просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций, тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Работа с родителями проводится в рамках совета профилактики и предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребенком, направленность на формирование полноценной личности.
Методическая копилка
Проектное направление
Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектная деятельность в ДОУ – это самостоятельная и совместная познавательная, творческая, игровая деятельность взрослых и детей в рамках определенной темы, имеющая социально-значимый результат. Основной целью проектной работы является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Организационно-методическое направление
Организационно-методическая деятельность подразумевает ведение документации: плана работы, журналов учета рабочего времени; составление коррекционных и развивающих программ, справок и заключений; подготовку к консультациям, встречам; участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах; написание статей, самообразование и самоанализ. Сбор и анализ материала развивающей работы. Анализ и оформление документации по результатам диагностического, коррекционного, консультативного и экспертного направлений работы. Подбор и адаптация программ обучения, коррекции и развития для фронтальных подгрупповых индивидуальных встреч и игр Пополнение и обновление методического обеспечения кабинета педагога.
В организационно-методическую документацию педагога-психолога входят:
- Рабочая программа педагога-психолога
- Программа мониторинга психологической службы
- Годовой план работы педагога-психолога
- График работы
- Циклограмма рабочего времени
- Программы коррекционно-развивающих встреч и учебных курсов
- Отчет и аналитическая справка практического психолога по итогам года
- Паспорт кабинета педагога-психолога
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ
Психолого-педагогический консилиум
В МБДОУ № 118 функционирует психолого-педагогический консилиум. Основная функция ППк – помощь воспитанникам в освоении Основной образовательной программы МБДОУ, а также Адаптированной образовательной программы при наличии рекомендаций ПМПК.
Методическая копилка
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ
- План-график заседаний ППк
- Состав психолого-педагогического консилиума МБДОУ
- Согласие родителей на проведение обследования специалистами ППк
- Отказ от прохождения ПМПК города Ростова-на-Дону
- Направление на ПМПК
- Выписка и заключение врачей
- Форма представления ППк на воспитанника для предоставления на ПМПК
- Форма коллегиального заключения ППк МБДОУ
- Образец индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности ППк
- Буклет ПМПК