top 118 leto 33

Советы и памятки


Памятка о мерах, направленных на защиту жизни и здоровья детей

Уважаемые родители! Областным законом от 16.12.2009 №346-ЗС "О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию" введен ряд запретов и ограничений, направленных на защиту жизни и здоровья детей.   Читать

Рекомендации по информированию о рисках, связанных с детской смертностью

Мы идем в школу!

Уважаемые родители наших выпускников! Поздравляю Вас с завершением важного периода в жизни Вашего ребенка - дошкольного детства, и с началом нового этапа! Я благодарна Вам за понимание и сотрудничество. Ваш ребенок неповторим и уникален, поэтому даже трудные ситуации, если они имели место, оставили нам неоценимый опыт взаимодействия с ним. Педагоги никогда не забывают своих воспитанников, надеемся, что и Вы будете вспоминать нас!

На прощание даю несколько рекомендаций, которые помогут Вам организовать безболезненный переход ребенка из детского сада в школу:

  1. В первый месяц лета исключите все занятия. Дайте ребенку возможность полноценно отдохнуть от нагрузок, которым он подвергся в период занятий по подготовке к школе.
  2. В июле – августе готовьте режим ребенка к поступлению в школу. Подъем по сентябрьскому расписанию, приемы пищи старайтесь организовывать в то время, когда они запланированы в школе (если этим пренебречь, то уже в первом классе Вы можете столкнуться с проблемой гастрита, недосыпания и т.п.). Выделите определенное время (например, с 9:00 до 9:30), когда ребенок будет читать, писать или считать. Учите его засекать это время по часам и выдерживать его до конца.
  3. В игровой форме учите с ребенком наизусть номера сотовых телефонов родственников. Это развивает оперативный объем памяти и позволяет превратить процесс запоминания в механический.
  4. Развивайте внимание ребенка такими простыми упражнениями, как: просчитать проезжающие мимо автомобили за какое-то время, какого-либо цвета, какой-нибудь марки и т.п.
  5. Разговаривайте с ребенком, приучайте его ежедневно делиться с вами, это поможет Вам лучше узнать о жизни своего ребенка, а он на вашем примере научится рассказывать о важных для него событиях и переживаниях.
  6. Задавайте ребенку вопросы, заставляющие его задуматься и порассуждать («почему человек обижается?», и т.п.).
  7. Чаще смотрите на облака и придумывайте, на что они похожи. Просите детей показать самое красивое дерево, место. Это развивает эстетическое восприятие окружающего.
  8. В оценке собственных поступков просите ребенка рассказать о том, как он поступил и какого наказания (поощрения) заслужил, если бы он был мамой (папой), а вы – ребенком и поступили так, как он. Что бы он говорил, как бы наказывал (хвалил)?
  9. Проведите с ребенком несколько бесед-воспоминаний с просмотром Ваших школьных фотографий и веселыми воспоминаниями о школьной жизни. Обязательно вспомните свою первую учительницу, случай, когда Вас строго, но справедливо наказали и Вы исправились. Рассказывайте ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе, на доступных примерах покажите своему ребенку важность уроков, оценок, школьного распорядка. Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний. Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил. Помните, как вы относитесь к школе, так будет относиться и Ваш ребенок!
  10. Играйте в игры на развитие волевых навыков (в течение часа не кричать, пол дня не есть конфеты, очень быстро сделать уборку и т.п.). Можно использовать такую игру: Вы предлагаете ребенку задумать какой-нибудь предмет, а вы задаете вопросы, на которые можно отвечать "Да" или "Нет". Потом – поменяйтесь ролями.
  11. Хочу напомнить Вам, что хотя занятия в школе и увеличивают интеллектуальную нагрузку на детей, все равно необходимо гармонично развивать личность ребенка. Поэтому, после адаптации к школе (от месяца до полугода у разных детей) позаботьтесь о посещении вашим ребенком секции по интересам: художественные, музыкальные, танцевальные, спортивные школы и кружки помогут Вам!


Удачи и успехов Вашему ребенку, а Вам – терпения! Помните, что Вы когда-то тоже были ребенком – помогите ему своим сочувствием, пониманием и любовью!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!!!

С уважением, педагог-психолог Георгиева М.О.

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей

Дорогие родители! Помните, что ребенок с 3 лет уже может учиться контролировать свое поведение! Дети могут быть робкими, замкнутыми, агрессивными, плаксивыми, несобранными, излишне активными, конфликтными и беспокойными. Часто это следствие какой-то «детской» проблемы, в которой мы с Вами еще не разобрались. Либо не можем ничего сделать с присутствием этой проблемы в жизни нашего ребенка.

Лучше всего, если Вы владеете приемами саморегуляции (самоуспокоения) и можете научить им малыша.

Существует очень много упражнений на снятие психоэмоцинального напряжения. И лучше начинать учиться им прямо сейчас, чтобы когда возникнет какая-то трудность ребенок мог сам ее преодолеть.


Вот несколько игр для агрессивных или злящихся детей:

  1. «Выбиваем пыль» (для детей с 4 лет) - Каждому участнику достается «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить».
  2. «Детский футбол» (для детей с 4 лет) - Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол. Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил: нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.
  3. «Тигр на охоте» (для детей с 5 лет) - Взрослый – тигр. За ним встают тигрята. Тигр обучает детей охотиться. Тигрята должны подражать движениям и не выскакивать вперед тигра, иначе получат шлепок. Тигр очень медленно выставляет вперед одну ногу с пятки на носок, вытягивает одну когтистую лапу, потом выставляет вторую ногу, вторую лапу, подгибает голову, выгибает спину и медленно и осторожно крадется к добыче. Сделав 5 – 6 таких скачков, он группируется, поджимает к груди лапу, голову, приседает, готовясь к решающему прыжку, и резко прыгает, издавая громкий клич: «Ха!» Тигрята делают все это с ним одновременно.


Еще несколько игр для робких и застенчивых детей:

  1. «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» (для детей с 5 лет) - Ведущий говорит: «Все мы львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
  2. «Психологическая лепка» (авторская, для детей 5 лет) - В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: «морскую звезду» (можно лежа на ковре) и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
  3. «Поводыри» (для детей с 6 лет) - Играющие разбиваются на пары. Один с закрытыми глазами стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего, встает с закрытыми глазами. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.


Несколько игр для испуганных и неуверенных в себе детей
:

  1. «Качели» (для детей с 4 лет) - В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2–3 минуты.Предупреждение: Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.
  2. «Гармоничный танец» (для детей с 6 лет) - В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (Лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться. Предупреждение: Не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.
  3. «Маски» (для детей с 6 лет) - Минимальное количество участников – 2, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. Совет: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.


Упражнения для самоуспокоения
:

  1. «Возьмите себя в руки» (для детей с 5 лет) - Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».
  2. «Врасти в землю» (для детей с 5 лет) - «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».
  3. «Стойкий солдатик» (для детей с 5 лет) - «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты – стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»
  4. «Гора с плеч» (для детей с 5 лет, авторское) - Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 – 6 раз, и тебе сразу станет легче.


Эти игры полезны как для самого ребенка, так и для играющих с ним взрослых. Побудьте немного детьми! Поиграйте! И покажите, как можно успокоиться, переключиться на полезное и тихое занятие.

Если у Вас возникли вопросы, жду Вас на консультацию по вторникам с 17:00 до 19:00.

Игры взяты из книг Е.К.Лютовой, К.Б.Мониной («Шпаргалка для взрослых», «Игры с гиперактивными детьми» и др.).

С уважением, педагог-психолог Георгиева М.О.

Гиперактивность – что это?

В первую очередь, это медицинский неврологический диагноз. Наш мозг развивается неравномерно и процессы возбуждения формируются раньше, чем процессы торможения, практически у всех. Например, мы наблюдаем, что малыш, бегает, веселится, балуется, и считаем, что все в порядке, как вдруг!...

Начинаются капризы, истерика... Что же случилось? Ребенок переутомился. Он бегает не потому, что полон сил, а наоборот, потому что истощен и не может остановиться. И истерика – это крайнее проявление этого утомления.

Такое случается со всеми детьми, и они не обязательно являются «гиперактивными». Это может быть просто разрешаемое взрослыми поведение: «избалованность» или «педагогическая запущенность». Поэтому, если у вас есть подозрение, что с вашим малышом что-то не так: посетите врача-невролога, который проведет специальную диагностику и примет решение – нужны ли медицинские препараты или достаточно только педагогического воздействия.

Основным признаком гиперактивности является дефицит внимания (врачи так и пишут: «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)). Ребенок не может долго удерживать внимание (задает много вопросов, но не слышит ни одного ответа), не слышит, что ему говорят (восприятие исключительно речевой инструкции формируется к 5-6 годам), совершает импульсивные поступки (и не может их объяснить), двигательно расторможен (не сидит и не стоит спокойно, отвлекается сам и мешает окружающим). Дети с гиперактивностью во время занятия могут мешать другим детям, шуметь, вертеться.

Что в этом случае может сделать взрослый? Привлечь к себе внимание с помощью тактильного контакта (обнять, взять за руку), либо дать отдельное задание, дополнительное поручение. Этим детям требуется больше внимания взрослого, ведь не нужно забывать, что ребенок просто не может вести себя так, как нам хочется, ему нужна наша помощь и поддержка, а не замечания.

Чтобы помочь гиперактивному ребенку необходим комплекс мер:

Во-первых, это медицинская консультация.

Во-вторых, собственно педагогические воздействия. В каждом конкретном случае это могут быть разные меры. Однако, основополагающие принципы таковы:

  • Режим дня как можно более четкий. Если у вас запланированы мероприятия в выходной день, постарайтесь найти время, чтобы ребенок все равно смог отдохнуть и успокоиться.
  • Система разрешений и запретов. Причем запретов должно быть немного, они должны быть объяснены и иметь форму правил. Например: «когда мы переходим через дорогу, нужно держать меня за руку». И объяснения: «потому что на дороге опасно / потому что я за тебя волнуюсь...» И правило выполняется всегда. Если ребенок делает что-то не то, лучше говорить не «нельзя», а «можно, только другое».
  • Снизить нагрузку на ребенка: давать больше перерывов, уменьшать время занятия, не требовать педантичности и аккуратности в начале работы. Отмечать не то, что не получилось, а то, что выполнено правильно. И вся работа получается лучше, если ребенок еще не устал: с утра, в начале занятия.
  • Дать ребенку возможность быть успешным, найти то, за что его можно похвалить.
  • Чаще использовать тактильный контакт: (объятия, пальчиковые игры, массажи).

Все эти правила можно применять к любому ребенку, независимо есть ли у него диагноз «гиперактивность» или нет.

С уважением, педагог-психолог Георгиева М.О.

Спорт для дошколят

У всех у нас со спортом разные ассоциации. Кто-то, возможно, ненавидит его еще со школьных уроков физкультуры, где не раз приходилось бегать, прыгать, метать предметы, пытаться залезть на канат и перепрыгивать через «козла» только для того, чтобы получить хорошую оценку в аттестат зрелости. Для кого-то спорт — это радость и слава, восторг и положительные эмоции, пьедесталы почета и овации. А кто-то при слове «спорт» вспоминает горечь поражений и слезы.

Но, не смотря на все это, многие родители хотят, чтобы их дети занимались спортом. Спорт — это самовыражение и самореализация, быстрота реакции и выносливость, целеустремленность и ловкость, красота и грация.

О настоящем, серьезном спорте в дошкольном возрасте говорить рано, но различные виды спортивных игр и их элементы, спортивные развлечения вполне доступны детям 4-7 лет. Поэтому подберем такой вид спорта, который будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, благотворно влиять на основные показатели его физического развития: рост, вес, окружность грудной клетки, на развитие сердечно-сосудистой системы, органов дыхания; укреплять здоровье, закалять организм, помогать развитию двигательного аппарата, воспитывать волевые черты характера.

Итак, чем бы мог заниматься ваш ребенок?

Плавание

Обучаться плаванию можно в любом возрасте. Серьезное обучение начинается с 6-8 лет, когда ребенок осознает части тела, хорошо отличает право-лево, вперед-назад, внимательно слушает и понимает тренера.
Укрепляет основные группы мышц, нервную систему, помогает правильному формированию костно-мышечной системы, улучшает дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы и осанку. Закаляет организм.

Настольный теннис

К систематически занятиям можно приступить в 7-8 лет.
Развивает координацию движений, дыхательную систему, мелкую моторику, ловкость, быстроту, желание и умение играть в команде.

Футбол, волейбол, баскетбол

Занятия можно начинать с 6-8 лет.
Учит работать в команде, оценивать свои действия и действия игроков по команде. Развивает быстроту и точность реакции, ловкость, глазомер, выносливость, умение побеждать и с честью проигрывать. Профилактика сколиоза и плоскостопия.

Теннис

Берут девчонок и мальчишек с 6-7 лет.
Развивает быстроту реакции, ловкость, координацию движений, прыгучесть, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Совершенствуется самообладание, умение сосредоточиться, выдержка и внимание.

Художественная гимнастика

Принимаются только девочки с 4-5 лет.
Развивает гибкость, пластику, ловкость, красивую осанку, умение двигаться плавно и грациозно. Развиваются координация движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность, точность движений, внутренняя раскрепощенность и свобода. Повышается самооценка и формируется спортивный характер. Профилактика и лечение плоскостопия.

Верховая езда

Заниматься могут дети не младше 4 лет.
Лечит болезни опорно-двигательного аппарата, помогает решить проблемы с психикой, развивает координацию и равновесие.

Фигурное катание

Занимаются дети с 4-5 лет.
Совершенствуется гибкость, ловкость, вестибулярный аппарат, глазомер. Улучшается работа сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы. Повышается работоспособность и выносливость. Развиваются координация движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность. Повышается самооценка, формируется спортивный характер и оценочные суждения у детей.

Хоккей

Чаще занимаются мальчики с 4-5 лет.
Укрепляются сердечно-сосудистая, дыхательная и нервная системы, опорно-двигательный аппарат. Развиваются выносливость, ловкость, быстрота реакции. Воспитываются дисциплинированность, организованность, умение находить контакт с товарищами по команде. Развиваются стремление к взаимопомощи и творческая активность.

Дзюдо

Начать можно и с 5 лет, но серьезные занятия — с 10 лет.
Способствует развитию гибкости всего тела и конечностей, развивает умения сохранять равновесие и управлять своим дыханием, быстро реагировать. Развивает мужество, настойчивость, уважение к сопернику.

Лыжи

Этот вид спорта прекрасно подходит для детей 4-6 лет, он закаляет, развивает координацию движений и укрепляет мышцы. Развивает выносливость, внимательность, ловкость. Воспитывает самостоятельность, организованность, выносливость.

Танцы (спортивные, современные, аэробика)

Доступны для детей с 3 лет.
Улучшается работа сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, дыхательной системы. Повышаются работоспособность и выносливость. Развиваются координация движений, чувство ритма, музыкальность, артистичность, точность движений, пластика и грациозность. Повышается самооценка.

 С уважением, инструктор по физической культуре
Филатова Александра Александровна

Типичный симптомокомплекс при различных видах двигательных нарушений

Существует три причины всех двигательных нарушений не только у детей, но и взрослых в общем: внутриутробные и родовые травмы; наследственность (3-5% достается детям от родителей); педагогическая запущенность.

А к двигательным нарушениям относятся: все нарушения стопы (плоскостопие, косолапая стопа и т.д.), все нарушения позвоночника (сколиоз, кифозы, сутулость и т.д.), тонус мышц (повышенный и пониженный), нарушение ориентации в пространстве, нарушение равновесия (динамического и статического), недостаточная мышечная сила, проблемы с шеей, проблемы с весом (ожирение и дистрофия).

Уважаемые родители, обратите внимание на своего ребенка и при выявлении некоторых схожих симптомов обратитесь к специалистам для консультации.

1. ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОМ ТИПЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НАБЛЮДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • задержка речевого развития (ЗРР),
  • задержка психического развития (ЗПР),
  • задержка психо-моторного развития (ЗПМР),
  • минимальная мозговая дисфункция (ММД),
  • минимальная церебральная дисфункция (МЦД),
  • минимальная спинальная недостаточность (МСН),
  • гипервозбудимые и аутичные дети,
  • наличие различных фобий, тревожности,
  • быстрая переключаемость,
  • неадекватность поведения,
  • судорожный синдром,
  • агрессивность,
  • эпилепсия.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СХОЖИМИ НАРУШЕНИЯМИ:

  • стойка на голове,
  • кувырки,
  • виды спорта с ударно-баллистическими воздействиями на голову (бокс, кик-боксинг и т.п.) и занятия с мышечным напряжением (художественная гимнастика, балет),
  • вис вниз головой,
  • мышечное натуживание (поднятие тяжестей),
  • быстрые вращения (аттракционы и т.п.),
  • громкий звук.

2. ПРИ ШЕЙНОМ ТИПЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НАБЛЮДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • дискомфорт и боли в шейном отделе позвоночника,
  • периодические головные боли, головокружения, потемнение в глазах, подташнивание,
  • немотивированное раздражение, вспыльчивость,
  • реагирование на погоду, бури,
  • нарушение зрения и дыхательных функций,
  • бронхит, астма, щитовидка,
  • сонливость, апатия, бессонница,
  • предрасположенность.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СХОЖИМИ НАРУШЕНИЯМИ:

  • стойка на голове, березка, кувырки,
  • подзатыльники, удары по лбу, отбивание мяча головой, неожиданный толчок в спину,
  • сон на высокой, твердой подушке и без подушки,
  • сильные мануальные массажные воздействия на шею.

3. ПРИ ПОЯСНИЧНОМ ТИПЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ НАБЛЮДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩЕЕ:

  • общая вялость нижней части туловища и ног,
  • прохладные ноги,
  • позже срока самостоятельно сел (после 6-7 мес.) и самостоятельно пошел (после 12 мес.),
  • дисплазия (вывих) в тазобедренном суставе,
  • проблема с мочеиспусканием, со стулом (анурез, частые позывы к мочеиспусканию, редкие мочеиспускания),
  • щелкает, хрустит в суставах нижних конечностей,
  • странные нетипичные позы сна и отдыха,
  • дискомфорт, боли в поясничном отделе позвоночника и в ногах,
  • ребенок не любит долго ходить, бегать, танцевать, стоять, быстрая утомляемость при подъеме по лестнице, прыжках, приседании,
  • оттеки в голеностопах,
  • мозоли и потертости на нижних конечностях,
  • подкашиваются ноги.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СО СХОЖИМИ НАРУШЕНИЯМИ:

  • мостик и растяжки,
  • спрыгивание с высоты на твердую поверхность, особенно с виса на перекладине,
  • удары в поясницу,
  • стояние на одной ноге,
  • долгое нахождение в прямостоянии,
  • сквозняки, холод и сырость.

С уважением, инструктор по физической культуре
Филатова Александра Александровна

Оздоровительный бег

«Если хочешь быть сильным — бегай, если хочешь быть красивым — бегай, если хочешь быть умным — бегай».
Бег — эффективное средство развития таких функций организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. По мнению врачей, бег оказывает благотворное влияние на состояние нервной системы, которая регулирует все функции организма.

Систематическое повторение беговых нагрузок укрепляет скелетную мускулатуру, способствует развитию сердечной мышцы за счет улучшения кровообращения, активизирует обмен веществ и повышает способность организма приспосабливаться к различным меняющимся условиям внешней среды. Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости дошкольников.

Заниматься с детьми бегом можно с 4-5 лет. Оптимальная нагрузка непрерывного бега для детей 4-5 лет достигает 400 метров. К 6 годам она возрастает до 1000-1500 метров. Крайне важно, чтобы нагрузки при выполнении оздоровительного бега соответствовали функциональным возможностям детского организма.

Методика оздоровительного бега имеет свои особенности. Вначале проводится небольшая разминка, которая может включать в себя несколько упражнений для различных групп мышц, упражнения на дыхание, разные виды ходьбы. Затем проводится бег. Заканчивать следует постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу. В завершении — упражнения на восстановление дыхания.

Во время проведения оздоровительного бега с детьми следует соблюдать следующие правила:

  • учитывайте состояние здоровья детей, их уровень двигательной активности, их желание и настроение;
  • после интенсивных двигательных нагрузок выполняйте упражнения для восстановления дыхания и расслабления;
  • заранее определите длину беговой дорожки, продолжительность бега;
  • учитывайте постепенность в увеличении длины дистанции и длительность бега;
  • оздоровительный бег проводите систематически: и в солнечную погоду, и в ненастный день;
  • во избежание непредвиденных ситуаций для определения темпа с детьми должен бежать взрослый. Под его темп подстраиваются дети. Во время бега взрослый может вступить в разговор с детьми, перекинуться с ними небольшими репликами: по характеру речи, а также по внешним признакам (окраска лица, учащенное дыхание, потливость, усталое выражение лица и т.д.) взрослый решает, стоит ли детям продолжить бег;
  • научите детей определять свое физическое самочувствие и по необходимости своевременно прекращать беговую тренировку;
  • одежда для беговых тренировок должна быть легкой, удобной, не стесняющей движение детей. Неправильно подобранная одежда приводит к излишней потливости, раздражении кожи, скованности детей, неудобству в движении;
  • обувь должна быть по размеру, а также соответствовать погоде. Во избежание падения и травматизма обращайте внимание на то, как надета обувь, завязаны ли шнурки.

Важно, чтобы дети получали от беговых тренировок максимум удовольствия. В противном случае оздоровительного эффекта не будет.

С уважением, инструктор по физической культуре
Филатова Александра Александровна

Безопасность детей в транспорте

Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут дети или получают тяжелые увечья. Причина этих трагедий в большинстве случаев на совести взрослых, причем зачастую самых близких людей – родителей.

Дети и подростки - наиболее уязвимые участники дорожного движения. Потому что, находясь в салоне автомобиля, они целиком и полностью зависят от человека, сидящего за рулем. Именно халатность родителей или близких людей, пренебрегающих элементарными мерами безопасности не только в отношении себя, но и ребенка, являются причиной трагедии детей при передвижении в автотранспорте.

Безопасность – один из главных критериев уровня жизни человека. А для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее.

С чего же начинается безопасность детей в дороге? Самая доходчивая форма обучения для ребенка – это личный пример. Помните, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, Ваш ребенок будет поступать так же!

Простые правила при поездке на автомобиле:

  1. Приобретите детское удерживающее устройство, так называемое автокресло, сконструированное с учетом всех особенностей детского организма, индивидуально подобранное к росту и весу ребенка. Для этого можно посетить специализированный магазин и разобраться в многообразии предлагаемых вариантов. Собираясь за такой покупкой, возьмите с собой и своего малыша, чтобы, так сказать, "примерить" ребенка к конкретной модели. Необходимо также расспросить, из какого материала сделан каркас сиденья и его обивка, чтобы избежать проявления аллергических реакций у детей. Многие специалисты в этой области склоняются к тому, что каркас должен быть стальным, а не пластиковым, а материал обивки - натуральным. Правила дорожного движения Российской Федерации обязывают водителей использовать специальные удерживающие устройства при перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12 лет - даже в поездках на самые незначительные расстояния.
  2. Отправляясь в путешествие, приучайте ребенка занимать самые безопасные места в автомобиле: середину или правую часть заднего сиденья. Он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
  3. Во время длительных поездок чаще останавливайтесь: детям необходимо двигаться. Иначе они будут стараться освободиться от ремней безопасности и капризничать.
  4. Приучайте детей при движении автомобиля сидеть только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем.
  5. Запрещайте ребенку стоять между передними сидениями во время движения. В случае резкого торможения маленький пассажир может вылететь через лобовое стекло.
  6. Постарайтесь не перевозить ребенка на своих коленях независимо от того, где вы сидите. Очень большой риск того, что в критический момент вы не удержите маленького или задушите его собой (эта перевозка считается самой опасной!).
  7. Собираясь с ребенком даже в самое короткое путешествие, позаботьтесь о том, чтобы в автомобиле не было незакрепленных предметов. В случае экстренного торможения они будут представлять большую опасность.
  8. Не позволяйте ребенку находиться спиной на заднем сиденье по ходу движения без специальных приспособлений, которые фиксируют положение детей.
  9. Учите ребенка правильному выходу из автомобиля: через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
  10. Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

Уважаемые родители! Вы являетесь для детей образцом поведения. Это необходимо помнить всегда.

Простые правила – спасенная жизнь!

С уважением, воспитатель Шумакова Лариса Александровна

Права ребенка

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

  • с момента рождения – право на имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени (А, 1-1, 62; А, 34);
  • на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов (А, 4-56);
  • на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд (А, 4-56);
  • на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами (Б, 54-33);
  • на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Б, 54-32);
  • на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Б, 54; А, 4);
  • на свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей (А, 1-27; А, 38 8, 20, 21);
  • на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях (А, 1-30; А, 2-50; А, 20-1, 4; Б, 54-15);
  • на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (А, 1-24; Б, 54-17; А, 17; А, 18);
  • на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста) (А, 1-31; А, 21; Б, 54-15);
  • на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (А, 1-28; А, 16; Б, 54-14; Б, 44-18);


Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

  • жить и воспитываться в семье, знать своих родителей;
  • на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах;
  • на воссоединение с семьей, в случаях необходимости – получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;
  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспитание ребенка;
  • на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также государства, если ребенок остается без попечения родителей;
  • на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих (А, 4-54, 55, 56, 60; Б, 54-8, 9, 10).


Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области образования:

  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  • выражать свое мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения уровня;
  • на уважение и свободное выражение своих собственных мнений и убеждений;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • при прекращении деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования – на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа;
  • на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей (язык, на котором ведется обучение и воспитание, определяется учредителями образовательного учреждения или Уставом);
  • по достижении возраста 15 лет — на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования (по согласию родителей и местного органа управления образованием);
  • получающий образование в семье – на любом этапе обучения при положительной аттестации имеет право на продолжение образования в образовательном учреждении (по решению родителей или лиц, их заменяющих). (Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами (А, 2; А, 13; А, 14 и 15; А, 36; Б, 45, 46, 54)).


Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения:

  • на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей назначаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей (А, 26-50, 113); на всех детей – ежемесячные пособия (А, 11); детям из многодетных семей в возрасте до 16 лет – бесплатное получение лекарств по рецептам врача, бесплатное питание (завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных учреждений (А, 41,42).


Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

  • ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (А, 4-71);
  • дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;
  • жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства; помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства (А, 37);
  • при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений (А, 9-132; А, 15-12).


Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

  • право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущество, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка (А, 4-60);
  • право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет – совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (А, 3-26). При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и попечительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достигший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (А, 3-26). За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их родители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет самостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определенных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (А, 3-28).

С уважением, Администрация МБДОУ №118

Права и обязанности родителей

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности (А, 4; Б, 54).

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия (А, 4-61).

Родители имеют право:

  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования (А, 2-50);
  • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях (А, 2; Б, 61);
  • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования (А, 2-5);
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства (А, 2-16);
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (А, 2-16);
  • участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети (А, 2-52);
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей (А, 2-15);
  • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации (А, 2-52);
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе (А, 2-14);
  • при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение (Б, 61-68);
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей (А, 11, 12; Б, 54-18);
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями (Б, 48-5);
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка (А, 4 - 66);
  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий (А, 4 - 6);
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (А, 4 - 65);
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении (А, 2 - 52);
  • выполнять Устав образовательного учреждения (А, 2 - 52);
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя (Б, 61 - 67);
  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка (Б, 54 - 27);
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке) (А, 4 - 80).

Ответственность родителей

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и материальную ответственность.
Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  • совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (А, 4 - 69, 70).

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него (А, 4 - 73).

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления (А, 4 - 77).

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,
  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений (А, 35 - 19).

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • в занятие бродяжничеством или попрошайничеством;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей (А, 6 - 150, 151, 156, 157).

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет) (А, 3 - 28).

С уважением, Администрация МБДОУ №118

Что такое логоритмика?

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или происходит мозговая деятельность. Его развитие тесно связано с формированием пространственно-временных отношений.

Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов, помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. В связи с этим в детском саду проводятся занятия по логоритмике. Такие занятия направлены на:

  • всестороннее развитие ребенка,
  • совершенствование его речи,
  • овладение двигательными навыками,
  • умение ориентироваться в окружающем мире,
  • понимание смысла предлагаемых заданий,
  • способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. В его организме происходит перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной систем. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. На занятии используются элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном в работе с детьми.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речи детей-логопатов и коррекция речевых нарушений: развитие просодической стороны речи, развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Результатом проведения логоритмических занятий является положительная динамика в коррекции звукопроизношения и накоплении активного словарного запаса.

С уважением, учитель-логопед Лобзина И.Н.

Причины речевых нарушений у детей

Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок «гулит», затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в проживании малышом этих периодов играют родители, которые разговаривают с ним, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать.

Но иногда бывает так, что ребенок мало «гулит» и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило, к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед.


Причины, которые вызывают речевые нарушения:

1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка и, в частности, речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода. Причины ее могут быть разными: гестоз (токсикоз), угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез и т.д.). Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьезные отклонения в развитии ребенка (глухота, слепота, умственная отсталость и т.д.). Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество – непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
  • Нарушения сроков вынашивания плода – недоношенность и переношенность.
  • Курение. Никотин, основной токсический компонент табачного дыма, отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте.
  • Алкоголь и наркотические вещества. Если будущая мама злоупотребляет алкоголем и наркотиками, нарушается физическое и психическое развитие ее ребенка. У таких детей нарушена координация движений, снижен интеллект.
  • Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, гентамицин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
  • Антикоагулянты непрямого действия быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.
  • Антидепрессивные препараты и транквилизаторы на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.
  • Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
  • Работа на вредном производстве на ранних сроках беременности приводит к гибели плода или нарушению развития центральной нервной системы, органов зрения и кроветворной системы плода.
  • Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.

2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.

3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ:

  • Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
  • Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
  • Низкий балл по шкале Апгар.

4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ:

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается.
  • Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
  • Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Дети, которые часто и долго болеют, могут начать говорить позже своих сверстников.
  • Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).


Если что-то в развитии вашего малыша вызывает у вас беспокойство, не откладывайте визит к специалисту на потом.

С уважением, учитель-логопед Мамаева С.В.

Трудности в процессе обучения у детей с речевыми проблемами

Как показывают научные исследования, сегодня огромное количество детей с нарушениями речи сталкивается с проблемами в процессе обучения. Напряжение и стресс, порождаемые этим процессом, сказываются даже на очень маленьких детях. Каждый день детям приходится справляться с трудностями в межличностных отношениях, на занятиях и др. Это, в свою очередь, препятствует нормальному развитию ребенка и, в конечном счете, становится предметом насмешек ровесников, неизменно приводя к низкой самооценке и другим отрицательным последствиям.

Обычно отклонения бывают 3 видов: трудность в чтении (дислексия), трудности в письме (дисграфия) и трудности в математических вычислениях (дискалькулия). Выявление любого из данных отклонений можно диагностировать через специальные тесты.

Некоторые из ранних признаков отклонения от нормы:

  • пониженная активность в групповых заданиях;
  • трудности в отличии размеров, форм, цветов;
  • трудности в восприятии написанного и прочитанного;
  • заторможенность: медленное завершение работы;
  • плохие организационные навыки: ребенок легко путает инструкции;
  • трудности с любого рода рассуждениями и поиском решения проблемы;
  • ребенок легко отвлекается и ведет себя гиперактивно;
  • задержки в физическом и ментальном развитии – движение, речевое развитие, а также социальная адаптация ребенка.


Вы должны понимать, что каждый ребенок – отдельно взятая личность, индивид. Ни у одного ребенка не будут проглядываться все вышеперечисленные признаки сразу.

- Принимайте каждого ребенка таким, каким он является, учитывая также его возраст и потенциал: таким образом, не стройте иллюзий и не требуйте нереального.
- Слушайте, что говорит вам ваш ребенок. Причем слушать надо не «для вида» или чтобы ребенок угомонился и отстал, а слушать, анализируя сказанные им слова. Только в этом случае вы станете ближе к ребенку и сможете понять его проблемы.
- Поощряйте любую победу ребенка, его новые интересы и недавно открытые им самим способности.
- Чаще хвалите его, не скупитесь на добрые слова, улыбки и поддерживайте в любых его начинаниях.
- Если вы считаете, что ребенок неправильно себя ведет, то лучше всего сказать ему об этом. Постарайтесь объяснить малышу, почему вы считаете его поведение неприемлемым, а затем посоветуйте ему самому выработать его собственную стратегию коррекции поведения.
- Помогайте ребенку исправлять его речевые ошибки. Ни в коем случае не ругайте ребенка! Ругань и поучения лишь усугубят проблему.
- Предлагайте малышу специальные игрушки и настольные игры, которые будут стимулировать его речевое и умственное развитие.
- Заинтересуйте его так, чтобы он захотел задать вам вопросы относительно рассказа, обсудить эту историю, рассказать что-то новое или заново перечитать рассказ.
- Очень важно, чтобы ребенок сам чувствовал свой прогресс. У каждого ребенка могут быть свои собственные нормы и стандарты знаний: вам остается только поощрять ребенка за его маленькие победы.
- Помогите ребенку развить чувство собственного достоинства и учите его конкурировать с самим собой, а не с другими.
- Настаивайте на том, чтобы ребенок был активен в своем маленьком обществе: играл с детьми, помогал в чем-то взрослому и сверстникам.

Дети, которые сталкиваются с затруднениями в процессе занятий, больше, чем кто-либо, нуждаются в любви, понимании и терпении со стороны взрослых, которые могут помочь ребенку справиться с ситуацией и преодолеть все трудности, возникающие на его пути к взрослой жизни.

С уважением, учитель-логопед высшей категории И.Г. Анзилевич.

Школьная мотивация, или «Хочу в школу!»

Основные приемы, которыми можно повысить мотивацию Вашего ребенка:

Во-первых, будьте убеждены в том, что школа – это интересно и полезно. Ребенок всегда учится на Вашем примере, и если Вы боитесь школы, то он это почувствует, и тоже будет бояться. Если вы не любите школу (или Вам не нравится учитель) ребенок это почувствует и будет относиться к школе также. Решите для себя, что школа – это необходимый жизненный этап, очень важная ступенька для дальнейшей жизни. И там действительно много полезного.

Во-вторых, вспоминайте, что интересного было у Вас в школе, посмотрите свои школьные фотографии, ностальгически улыбнитесь и расскажите веселые, хорошие моменты школьной жизни.

В-третьих, у малыша нужно формировать успешность. Поэтому во время подготовки к школе (не важно, ходите ли Вы на дополнительные занятия или занимаетесь сами) создавайте для ребенка такие условия, чтобы при выполнении заданий он без титанических усилий мог получить «5»!

В-четвертых, не ругайте малыша, если у него что-то не получается! Ведь мы же пока просто тренируемся, и в действительности ничего страшного не случилось... Конечно не стоит хвалить за неправильное выполнение задания. Покажите, что Вы огорчены, сочувствуете ему, готовы помочь и поддержать. И что в школе будет так же!

Помните, что Ваш ребенок замечательный и сообразительный, ведь Вы занимаетесь его развитием, и с Вашей помощью он справится с чем угодно, даже со школой!

С уважением, воспитатель Топчиева И.П.

Психологическая готовность к школе

Готовность к школе – это термин, который используется в психологии для обозначения такого уровня физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

  • интеллектуальную готовность
  • мотивационную готовность
  • волевую готовность
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. Сформировать любовь к школе до начала учебного года трудно, поскольку невозможно полюбить то, с чем не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это важный процесс.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок не «наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствует изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

С уважением, воспитатель Топчиева И.П.

Ребенок пишет

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца. Указательный и большой пальцы захватывают его сверху. Большой палец расположен несколько дальше от конца пишущего предмета, чем указательный. Если указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не падает, значит, ручка в руке расположена правильно. Все три пальца слегка закруглены и не должны сжимать ручку сильно (прогиб первого сустава указательного пальца указывает на излишнее напряжение при удержании ручки).

Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Средний и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Если расстояние слишком большое или маленькое, рука при письме будет напряжена. Верхний конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается.

Позаботьтесь о том, чтобы создать ребенку собственное место для занятий и письма. Если такой возможности нет, купите высокий стул и скамеечку под ноги ребенка, отрегулируйте высоту крышки стола. Ребенок должен сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед. Спиной он опирается о спинку стула на уровне поясницы. Оба плеча находятся на одном уровне параллельно краю стола. Туловище не должно упираться в передний край стола – между ними остается свободное пространство в 3–4 см. Ноги согнуты в коленных суставах под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку. Расстояние от глаз до рабочей поверхности (книги, тетради) определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска.

С уважением, воспитатель Топчиева И.П.

Игры для развития детей

«Найди отличие»
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Ласковые лапки»
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Угадай, что нарисовано».
Взрослый рисует у ребенка на ладошке (спинке, коленке) геометрические узоры, цифры или буквы. Ребенок должен угадать, что Вы нарисовали. Потом поменяетесь ролями.

«Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный» (помидор). Можно меняться ролями.

«Кто лишний? (что лишнее?)»
Скажите ребенку несколько слов. Одно из них должно быть «лишним». Например: «Яблоко, слива, огурец, груша»; «храбрый, злой, смелый, отважный»; «час, минута, лето, секунда». Ребенок должен объяснить что лишнее, почему, как можно назвать одним словом все остальное. Также можно меняться ролями.

«Слова»
1. Называйте с ребенком по очереди слова, начинающиеся на одну и ту же букву.
2. Называйте с ребенком по очереди слова. Каждое следующее слово начинается на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

«Города»
Вы с ребенком называете названия городов таким образом, чтобы каждый следующий город начинался на ту букву, на которую заканчивался предыдущий. Можно играть с картой мира перед глазами.

«Отвечай быстро»
Взрослый называет цвет (вкус, форму), ребенок должен быстро назвать предмет этого цвета (вкуса, формы).

«Небылицы»
Взрослый составляет рассказ, включая в него небылицы: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно... листочки синие под ногами шуршат... И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня «Ку-ка-ре-ку!» ... и рога уже наставила.... Я испугался и убежал. А ты бы испугался?». Ребенок должен заметить их и объяснить, почему так не бывает.

Главное правило всех игр: Вам всем должно быть интересно и весело!

С уважением, воспитатель Топчиева И.П.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!

Время от времени спрашивайте мнение детей по различным вопросам, вместо того чтобы поучать их. Разговаривать с детьми по душам очень полезно, причем не второпях и с предубеждением, «с высоты прожитых лет», а на равных, серьезно интересуясь их желаниями, заботами, выводами. Это очень важно для ребенка – увидеть, что взрослый человек с уважением относится к нему, к его мечтам и желаниям.

Откройтесь для общения со своим ребенком. Слушайте его, попробуйте понять, что он думает, чувствует. Не навязывайте ребенку свою точку зрения. Уважайте неповторимость вашего ребенка и позвольте ему самовыражаться так, как это свойственно только ему! Ваш ребенок все равно не сможет быть вашей улучшенной копией. Он может быть только самим собой!

Слова и поступки взрослых, обращенные к детям, должны быть ласковыми и основанными на чувстве любви.
Вы не сможете стимулировать уважение в отношениях с вашим ребенком. Это должно идти изнутри. Если вы хотите просто следовать технике, которую порекомендовал вам «специалист», эти дети почувствуют подвох. Вы должны быть искренними. Вы должны быть примером для своих детей. Дети заимствуют скорее модели поведения родителей, чем их слова. Если дети почувствуют в своих родителях неискренность, они отвернутся. В любом случае они совершенно не будут копировать своих родителей, потому что четко определяют фальшь.

Говорите своим детям, что вы сами хотели услышать от своих родителей. Говорите о своей любви. Повторяйте снова и снова: «Я люблю тебя!» и не думайте, что вы избалуете своего ребенка. Много любви не бывает. Детей нельзя «испортить» любовью – только ее отсутствием. Любовь для ребенка – это такая же естественная и жизненно необходимая потребность, как вода, пища, сон... Ваша любовь наполняет жизнь ваших детей чувством защищенности, теплом и радостью. А счастливые дети – это высшее счастье для родителей.

Вы хотите измениться и изменить к лучшему жизнь ваших детей? Тогда прямо сейчас скажите себе уверенно и твердо: «Я выбираю счастье для себя и своего ребенка», «Я создаю прекрасный и счастливый мир для себя и для своих детей!»
Помните, что любые изменения нужно начинать в первую очередь с себя. Если вы хотите, чтобы ваши дети были счастливы, научитесь сами быть счастливыми. Если вы хотите окружить своих детей любовью, которой вам самим не хватало в детстве, научитесь сначала любить самого себя. Если вы хотите создать со своими детьми теплые, доверительные отношения, научитесь, прежде всего, доверять самому себе и жизни. Дети перенимают наш общий жизненный настрой.

Если мы счастливы, наши дети учатся у нас быть счастливыми. Если мы несчастны, наши дети учатся быть несчастными. Исключений здесь не бывает.

С уважением, педагог-психолог М.О. Георгиева.

Ваш ребенок не умеет рисовать? «Кто виноват?» и «Что делать?»

Почему же так необходимо, чтобы ребенок рисовал? Рисование помогает ребенку выразить свое эмоциональное состояние, сформулировать проблемы, то есть является его внутренней речью. Рисование – это врожденная потребность ребенка, начиная с первых лет жизни. Мир динамичен и изменчив. И только в рисунке малыш может прожить еще раз ту или иную ситуацию, найти оптимальное решение. Рисование служит своеобразным тренажером для адаптации ребенка в быстро меняющемся мире. И первое серьезное испытание – адаптация к школе.

Активные занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики, слухо-моторной и зрительно-моторной координации, что значительно повышает уровень готовности ребенка к школе и способствует его успешной адаптации, особенно на первых этапах обучения.
«Кто виноват?» – родители обвиняют детский сад, воспитатели – родителей. На самом деле это не важно! Значительно важнее понять «что делать?»

Важно знать какие этапы формирования изобразительных способностей имеют место быть у дошкольников:

1 этап – Марание. Обычно длится до 2-х лет, очень важен для получения сенсорного опыта ребенка. Он исследует: что, на чем и какой след может оставить. Очень важно заменить случайные объекты изобразительной деятельности специальными. Продемонстрировать ребенку, чем все-таки можно и нужно рисовать (пальчиковые краски, фломастеры с пищевыми красителями, пластилин на пищевой основе и др.).
2 этап – Каракули и «головоноги». Продолжается обычно до 4-х лет. Ребенок активно исследует изобразительный опыт взрослого, с удовольствием подражает и вступает во взаимодействие с ним (материалы и творческие наборы в соответствии с возрастом).
3 этап – Схематическое изображение. Ребенок осваивает доступные схемы, предложенные взрослым, и опыт сверстников. Следовательно, взрослый должен продемонстрировать ребенку, каким образом он может изобразить знакомые объемные предметы в своем рисунке, т.е. предложить доступные схемы, позволяющие превратить объемную форму в плоскую, соединяя простые геометрические фигуры для изображения задуманного объекта.

Также важно знать кризисные периоды развития детского творчества. Если Ваш ребенок не рисовал до 3-х лет, значит, ему было нечем рисовать, или некому было подражать. Если ребенок не хочет рисовать до 7-ми лет, возможно, имело место критическое отношение взрослых, а критика в этом возрасте воспринимается как негатив. Естественно, что ребенок не хочет порождать негативное отношение к себе взрослых каким-либо действием, в данном случае рисованием. В этом возрасте очень важно найти любой самый мизерный компонент, который будет положительно оценен.

Высказывая утверждения «нет таланта», «не любит рисовать», взрослый подписывается в своей несостоятельности создать условия для полноценного развития ребенка.

Какие же условия необходимы для того, чтобы ребенок полноценно развивался:

Создание развивающей среды:

  • оборудование рабочего места;
  • обеспечение эстетически привлекательными, безопасными изобразительными материалами;
  • создание условий для самостоятельной художественной деятельности;
  • создание свода правил (что можно, что нельзя, где).


Создание положительной психологической атмосферы:

  • сотворчество, взаимодействие со взрослыми, и сверстниками;
  • отсутствие критики, похвала;
  • демонстрация значимости для взрослого продуктов изобразительной деятельности ребенка.


Если наш ребенок будет рисовать, он научится творить, а, следовательно, не будет вытворять то, от чего порой взрослые «хватаются за голову».

С уважением, воспитатель высшей категории А.Г. Нечаева.

4 основные причины серьезных нарушений поведения детей

Первая причина – борьба за внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания... Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучают детей к порядку.
Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить.
Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; развод родителей; родители постоянно ссорятся... И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.
Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба. Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

С уважением, педагог-психолог М.О. Георгиева.

winner2014
Яндекс.Метрика
г.Ростов-на-Дону, Варфоломеева, 286
тел: (863) 234-41-76    
E-mail: mdou1182010@mail.ru
Создание и поддержка сайта:
sku-liana@yandex.ru